В чем антихристианство многих церковных СМИ?
6 мая 2022 Ахилла
Из Живого журнала клирика Московской епархии, сотрудника Издатсовета РПЦ священника Романа Савчука:
Еще будучи семинаристом, я начал писать небольшие заметки-размышления о святых, праздниках, которые со временем стали публиковать даже такие «гранды» православного рунета как «Православие.Ру» и «Правмир». Семинарское руководство относилось к подобной деятельности вполне одобрительно. Был только один эпизод, когда после публикации моей статьи со мной поговорил ректор.
Это было в 2014 г. Я как раз вернулся с очередных каникул и решил написать о своих впечатлениях от увиденного на известном «Майдане» в Киеве. Сложно даже вспомнить формат статьи, но главную мысль, которую хотел донести, помню очень ясно: на Майдане собрались, прежде всего, люди — да, со своими взглядами, адекватными или нет, с перегибами и без них, с разным опытом, политическими оценками, но все же это люди. А значит, нужно не осуждение и штампы, а любовь. От нас, христиан. Этим мы можем помочь разрядить ситуацию… Такая позиция, к моему искреннему удивлению, насторожила ректора, и он решил прояснить правильные оценки происходящего.
Этому эпизоду тогда я не придал особого значения. Сегодня же, когда итог деятельности большинства наших церковных СМИ стал столь очевиден, вспомнился и тот разговор. Больно за то, что в конечном итоге речь шла о формировании той идеологической парадигмы, которая с такой циничной легкостью позволяет верующим людям одобрять ненависть, убийства, беззаконие.
В чем антихристианство многих церковных СМИ? В их заостренности на сеянии вражды и ненависти. Только теперь начинаешь анализировать и понимать, как мало там говорилось о необходимости всеправославного единения, о необходимости терпением и личной жертвой покрывать недостатки наших братьев и сестер, пусть даже заблудившихся. Вместо этого шло постоянное выпячивание «беззаконий Запада», «отступничества» Константинополя, «неистовства» националистов (чужих, конечно же, потому что своим позволялось все). Какое мировоззрение воспитывалось подобными посылами? Что сеялось в души читателей? Только уверенность в том, что «мы, русские, — последний оплот Православия», а вокруг сплошная апостасия.
С сердечной болью и глубоким разочарованием пытался я в последние дни февраля найти на русских церковных ресурсах слова Блаженнейшего Онуфрия, который до этого был одним из любимых героев на этих же сайтах. И что же? Ровным счетом ничего. Его слова о мире теперь оказались никому не нужны. При этом нельзя сказать, что обращений Блаженнейшего, епископата УПЦ не слышали. Нет. С тех же ресурсов, на которых публиковались последние, российские церковные СМИ аккуратно копировали новости о «новых захватах храмов националистами», «угрозах националистов по отношению к духовенству канонической Церкви». В тот самый момент, когда так необходимо было слово о мире, церковные СМИ воспроизводили лишь то, что накаляло ситуацию в обществе еще больше. Словно разжигание пламени войны было делом их чести.
Вспоминается история из реалий советских гонений на Церковь. Когда большевики приказали разоблачить мощи прп. Сергия Радонежского и выставить остатки косточек святого на обозрение верующим, наместник обители сказал проникновенные слова: «Отец наш обнажен. Так покроем же его наготу своей добродетелью».
Только в любовь и мир должны вкладываться церковные СМИ. Ведь в это никто больше вкладываться не будет. Ведь единство наше, христианское, православное, должно быть выше споров о канонической территории и прочее. Если даже ошибаются наши братья — мы должны покрыть их грех своей любовью, а не лить всевозможную грязь, выискивать самые неприглядные факты о жизни другой Поместной Церкви, подтверждая таким образом свою правоту. Нужно больше любви. Не политкорректной, не идейной, не к своим. А настоящей, Христовой, жертвенной. Без этого — «медь звенящая или кимвал звучащий», «ничто», «нет мне в том никакой пользы».
Иллюстрация: свящ. Роман Савчук, фото из инстаграма московского храма Рождества Христова в Митино