Я православная и живу в гражданском браке 30 лет. Я «бесплатная проститутка»?

22 декабря 2020 Ахилла

От анонимного автора.

Хочу поделиться размышлениями о том, почему для меня в последние годы храм перестал быть тем, без чего не живут, перестал быть живой водой, глотком воздуха, палочкой-выручалочкой, местом Встречи, которое изменить нельзя. Не претендую на открытие ваших глаз, на срывание розовых очков, ничего пикантного в моем рассказе не будет, просто личный опыт.

Я православная и живу в гражданском браке. Знакомьтесь — «бесплатная проститутка», как определил мой статус покойный протоиерей, один из главных церковных спикеров РПЦ прошлых лет. Мы живем вместе уже 30 лет, и именно отношение церкви к гражданским бракам стало для меня тем, что я категорически не принимаю, что в конце концов, как я думаю, уведет меня из храма в самое ближайшее время — держусь на тонкой ниточке традиций.

Нет никаких посторонних причин, которые мешали бы нам пойти в ЗАГС. Кроме самой главной — это противоречит нашим убеждениям и представлениям о нас, наших отношениях. Для нас обоих непонятно, почему, когда двое людей хотя быть вместе, жить вместе, они должны идти в какую-то контору и просить благословения государства.

Ах да, обычно еще звучит аргумент про общество. Мы должны сообщить обществу, что мы теперь муж и жена. Подразумевается, что коли люди заключили брак гласно, на виду у общества (со свадьбой и гулянкой), то это помешает мужчине слинять потом от жены и детей, боясь осуждения этого самого общества. Но это же бред. Кого и когда в наше время остановила боязнь общественного осуждения? Она не останавливает даже людей известных, которые у всех на виду и рискуют из-за некрасивого поступка потерять часть поклонников, а в соцсетях получить ушаты грязи на свою голову. Что уж говорить про обычных людей. Каждый может вспомнить знакомую пару, в которой муж бросил жену с детьми, алименты она добывает у него с боем, но он остается рукопожатен, и не то что не подвергается никакому остракизму, но сохраняет всех прежних друзей. Так что этот аргумент не работает.

99% священников долдонят про ответственность, которую, дескать, предполагает официальный брак и не предполагает гражданский, который для таких проповедников — блудное сожительство, как собаки, посовокуплялись и разбежались.

Это была бы ужасная глупость, если бы не была еще и гадость. Потому что чувство ответственности за близких воспитывается в семье, воспитывается с детства, и никакой штамп не сделает ответственным эгоиста и козла. А отсутствие штампа не может помешать ответственному человеку быть с любимым человеком в горе и радости.

Более того, в регистрации есть даже нечто оскорбительное — получается, взрослые люди должны почувствовать ответственность, получив заветный штампик. Женщина должна успокоиться, сводив любимого в ЗАГС, — вот теперь-то никуда не денется, жена не рукавица и т. п. А без штампа как дети малые — поиграли в маму и папу и разошлись по домам.

Наверно, мы в душе анархисты. Да, мы вынуждены иметь дело с государством, мы не живем в глухой тайге, но там, где есть возможность обойтись от его пристального внимания и тем более — одобрения, хотелось бы обойтись.

В храм я стала ходить несколько лет назад, после того, как принял крещение мой муж, и тема моего брака и его легитимности никогда не всплывала на исповеди. Более того, священник, который стал духовным отцом моего мужа, бывал у нас в гостях, с которым мы практически подружились, в конце концов нас обвенчал и без всякого штампа. Конечно, это на приходе не афишировалось, впрочем, мы вообще нигде этого не афишируем. Наши коллеги по работе, соседи, родственники — все знают, что мы муж и жена, а есть ли у нас штамп, никого не интересует.

Вернее, не интересовало. Не так давно случилось печальное событие. Наш друг-священник по семейным обстоятельствам вынужден был переехать в другой город, перевестись в другую епархию. Новый батюшка оказался любителем обличать блуд во всех проявлениях, на исповеди интересуется сексуальными практиками взрослых и даже подростков. Почему-то не на первой, но на одной из следующих исповедей он вдруг спросил меня, зарегистрирован ли наш брак. Врать я не приучена, честно ответила, что нет, попыталась объяснить наши мотивы, но встретила такую брезгливую и пренебрежительную реакцию, как будто призналась, что регулярно меняю любовников и делаю аборты. В ультимативной форме мне было сказано: «блудников я не причащаю, так что как узаконите отношения, так и приходите». Муж, узнав об этом, сказал, что в этот храм мы больше не пойдем. Храмов у нас не так уж много, были пока в двух, выбора не сделали. Но у меня уже такое чувство, что места мы себе не найдем. Ведь как оказалось эта точка зрения широко распространена.

Особенно неприятно двуличие. Ведь все прекрасно понимают, что среди самих священников есть не то что разведенные, но и второбрачные, и имеющие любовниц, и состоящие в гражданских браках. Но это терпится, лишь бы было шито-крыто. Но шила в мешке не утаишь, прихожане рано и поздно узнают. Не все, конечно, есть такие, что все нелицеприятное считают клеветой на батюшек.

И вот эти церковные двойные стандарты больше всего возмущают и отталкивают. Ведь мы поступаем по своим убеждениям, пусть они кому-то и не нравятся, а почему в церкви так много тех, кто не живет согласно своим убеждениям, с амвона говорят одно, а поступают по-другому? Почему так мало таких, как наш уехавший друг, который видел главное — что наши отношения — это брак, пусть даже по каким-то архаичным правилам это и считается блудом? И ведь не стесняются молоденькие священники, безусые, говорить про блуд людям, вдвое их старшим, вырастившим уже детей? (у нас детей нет, но я и такой случай знаю).

Знаете, когда люди вместе прошли огонь, воду и медные трубы, знают себя и друг друга, а их отношения не просто обесценивают, а буквально втаптывают в грязь, есть два пути: утереться, согласиться с тем, что ты прожил 30 лет в грехе, а значит — без любви, и смиренно выполнить то, что положено, посыпая голову пеплом. Рассчитывая, что после такого самоуничижения отношения станут крепче? Или что после произнесения пафосных слов официальной тетей Богу станут угодны наши отношения, на которые до этого Он взирал с отвращением? Или разумнее просто уйти от людей, которые приватизировали Бога и думают, что могут распоряжаться Его благословениями?..

Думаю, мой ответ понятен.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: