Что мы хотим от Господа и Его представителей?

28 июля 2017 Сергей Приданцев

В продолжении темы: «Немного света».

***

Смотрел намедни фильм бандитский — «Бумер». Там есть фраза, ставшая крылатой: «Не мы такие, жизнь такая». Кто смотрел, тот знает, кем и при каких обстоятельствах она прозвучала. Эта фраза напоминает мне одну из граней нашей церковно-приходской жизни в целом.

Мы привыкли искать виноватых везде и всюду, забывая рыться в источнике всех зол — себе. И это касается всех структур, не только Церкви. Не я такой, а начальник, сестра, муж, брат, сват, кошка такая и так далее, только не мое величество. Очень больно встречать и таких христиан, которых и христианами трудно назвать, которые при первой трудности голову в песок прячут как страусы и кричат всем своим видом: «моя хата с краю», или наоборот, начитавшись о смирении как о самой важной добродетели, смиренничают не по разуму. А это тот самый повод, чтобы более умные люди нами манипулировали.

Читаю постоянно в «исповеди анонимного священника» от чего служитель больше всего устает. Не от душного храма или матушки-стервы, или хора неблагозвучного, а прежде всего от невежества людей, обрядоверия, мракобесия, мышиной этой возни с Богом, фарисейства, и так далее и тому подобное. Ну, и каких тогда пастырей заслуживает народ, который сам не хочет бороться, умножать свою веру, расти духовно? Каких?!

Есть одно повествование древнее: в шестом веке главнокомандующий Фока, совершив государственный переворот, устроил целую серию зверских казней. Шесть сыновей императора копьями были загнаны в огонь и сожжены заживо на глазах отца, после чего был убит и сам император. Монах-пустынник всю ночь провел в молитве и слезах, взывая к Богу: «Господи, за что Ты послал это бедствие на наш благочестивый православный народ?» И под утро услышал голос: «Искал худшего, но не нашел».

Искал, возлюбленные, Господь, искал для этого непокорного народа средства вразумления лучшего и не нашел. Также и в Церкви. Думаете, просто так ХХ век пестрил трагедиями и революциями? Господь, может, и дал бы нам хорошего архиерея, порядочного священника… Спрос рождает предложение. Спроса на этих святых людей нету у народа. О чем тогда речь, дорогие?

Преставился недавно старец Кирилл Павлов. Я спросил у семинариста из Посада: а где он все это время был? А он парализованный лежал. Убежден, что его Господь просто-напросто забрал от нас, чтобы этот святой человек не был нам во осуждение души. Мы же его задавим мелочью своей безрассудной, глупыми вопросами и неисполнением его слов.

Человек, Чело зрящее в Вечность, если ты приходишь крестить ребенка «чтоб не сглазили» и жмешь копейку опустить в ящик для пожертвования, получи крестины наспех и ценник. Также на все требы. Почему стоишь, не причащаешься, оскорбляешь Господа? Христос по великой любви к тебе, да, да, именно к тебе лично вышел напоить Источником Жизни, а ты руки в брюки и домой бегом после службы и до ее окончания. Так получи священника, делающего вид молящегося и домой убегающего после вычитки молитв.

Все, кто разочаровался в Боге, не верили, не любили Его, захотели ковровой дорожки в рай, понимаю. Сам этим страдаю. Почему, говорят, супруги развелись? Вроде любили друг друга. Ответ понятен. Не было любви. Не было. Вот Он вас и испытывает: точно ли не оглянешься назад, взяв плуг? Готов ли ты отречься от своей гордости бесовской, научиться любить Христа и людей, за которых Он приходил? Серьезно ты относишься ко всему святому или поверхностно? Поп приехал на мерине, после службы пьяный на нем же уехал — конец! Бабка в храме накричала — пойду лучше в кино. Бог, Ты плохой! Церковь, давай до свидания! И при чем тут Создатель вообще? Зачем Его бросать, не пойму?

Было это все и у меня, конечно. Были периоды неверия, отчаяния. Но в глубоко в душе я осознавал, что это все временно, и пройдет, как та же боль в животе. Надо просто потерпеть, переждать. Один человек мне как-то сказал: «Сережа, надо видеть дальше своей ладони». И это говорит человек далекий от Церкви, но в этих простых словах столько мудрости. Надо видеть дальше своих предрассудков, сверкающих Ленд Крузеров, толстых брюх и прочих «прелестей» тех же представителей Церкви.

Дорогие, сейчас мы спасаемся не подвигами, а терпением скорбей, покаянием. В том числе именно этот соблазн духовного упадка, о котором сказано еще египетскими отцами, преодолев который, нужно выходить на следующие рубежи войны против духов злобы. А вы как хотели? Все будет шито-крыто, с Богом отделавшись вечерним правилом и постом в среду?

Зайдешь в храм, а там базарная площадь, этот гул, бряцание денег. Если поп выйдет, скажет, что против этого всего, обижаемся. На молитве перебираем своих должников и домашние дела. Тогда что мы хотим от Господа и его представителей? Не пойму.

Иллюстрация: картина Владимира Маковского «Проповедь»

Читайте также: