Почему в «деле Баскакова» молчит Преображенское братство?

17 декабря 2018 Алексей Плужников

Тема «тверской батюшка и Louis Vuitton» не оставляет нас. И сегодня мы попробуем взглянуть на нее с другой стороны — с той, с какой она еще вроде бы нигде не обсуждалась.

Многие возмутились «роскошной жизнью» тверского священника, протоиерея Вячеслава Баскакова, еще и потому, что им показалось, что священник, который служит в больничном приходе, видимо, ведет неподобающий образ жизни за счет несчастных старушек-прихожанок или, что еще хуже, за счет тех больных, которые приносят ему в храм свои жалкие копейки, а он эти деньги тратит напропалую.

Вот только оказывается, что никаких старушек, и никаких больных в том храме при Аваевской больнице Твери нет. Потому что практически на сто процентов приход отца Вячеслава состоит из членов тверского братства, входящего в известное многим Преображенское содружество малых православных братств во главе со священником Георгием Кочетковым.

Домовый храм иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость» при Аваевской больнице

Наш анонимный источник поделился с нами некоторыми подробностями, связанными с приходом и самим отцом Вячеславом (информация далее излагается в нашем пересказе с нашими комментариями).

Храм при братстве

В Тверской епархии Баскаков — мальчик для битья. На епархиальных собраниях (еще во времена митрополита Виктора, которые недавно покинул кафедру) его регулярно ругали, отчитывали, и он все время был на грани снятия с прихода. Тот же пресс-секретарь епархии, священник Максим Мищенко, который публично заявил, что отец Вячеслав — священник «неплохой», но при этом он «опозорил епархию и приход», находится на своем посту еще со времен митрополита Виктора и, по нашим сведениям, тоже не благоволит к Баскакову.

А главные претензии к отцу Вячеславу Баскакову со стороны епархии были связаны с его больничным приходом и с теми порядками, которые сделали этот приход уникальным для Твери.

Пресс-секретарь епархии уверяет, что Баскаков «настоятель очень скромного прихода, где и службы проходят, насколько мне известно, только в воскресные дни. Там не бывает никаких крупных пожертвований. Это больничный храм, фактически часовня. Окормляемые там — в основном пациенты этого лечебного учреждения». В интервью «Московскому Комсомольцу» Мищенко поясняет, что храм «посещает в основном Преображенское братство, „кочетковцы“».

Храм находится при Аваевской больнице, в этой больнице есть дерматовенерологическое, инфекционное отделения, клиника женского здоровья. Поэтому местные жители в храм не ходят, брезгуют, считая, что там лежат люди со СПИДом, сифилисом, проказой. И пациенты тоже практически не приходят. (Хотя вход в храм есть и изнутри больницы, и снаружи.) При этом сам Баскаков регулярно ходит по палатам, общается, молится с пациентами.

Вся приходская жизнь находится полностью в руках братства, и устроена она хорошо, на полном самоуправлении, братчики сами распределяют обязанности по храму и его обеспечению. Священник только служит.

Богослужение отличается от привычного — в лучшую сторону. Открытые царские врата, русский язык, проповедь образованных мирян после Апостола, после Евангелия — проповедь священника. Служба — полное единение священника, певчих и народа, нет ни спешки, ни экзальтации. Во время литургии происходит «целование мира», «Христос посреди нас», священник выходит к людям, пожимает им руки. В общем, как говорят, служат искренне, «как в последний раз», поет весь храм.

Книги в храме в свободном доступе или за пожертвования.

Но проблема тверского Преображенского братства в том, что они практически нигде не нужны, вернее, им не рады. Например, в Покровском храме им год назад сказали, чтобы они не приходили туда. А в Аваевском храме, у Баскакова, все братчики не помещаются, они ходят в разные храмы по очереди, просто не везде их терпят.

Новый митрополит, Савва (Михеев), с самого начала пошел на доброжелательный контакт с братством, встречался с ними, участвовал вместе с ними в одном мероприятии. И скандальная ситуация с Баскаковым (как считает наш источник) может быть сейчас выгодна тем, кто хочет, чтобы новый архиерей дистанцировался от братства. Но это лишь предположение.

Последняя запись отца Вячеслава на странице храма в ВК

У самого Баскакова большие проблемы со здоровьем, он постоянно по больницам, реабилитационным центрам. Поэтому его симбиоз с братством, с теми, кто может приглядывать за храмом, заботиться о материальной стороне, ему вполне подходит. Но при этом сам он в братство не вступил, хотя ему предлагали. Потом предлагать перестали.

А перестали (считает наш источник), возможно, потому, чтобы было легче от него и его странностей дистанцироваться, когда придет момент. И вот такой момент с этим скандалом вокруг фотографий пришел — и братство решило его «слить». Может, и не решило впрямую, но в любом случае его никто публично из братства не защищает. То ли они выжидают санкции сверху, то ли ждут, куда ситуация вывернет.

По сути, братство его бросило. Главное, что стремится сохранить Преображенское братство — это оно само, свое существование. А балласт можно скинуть, и сейчас этим балластом может быть Баскаков. Но многое в дальнейшем будет зависеть от поведения митрополита, куда он повернет.

Друг-журналист

В своем аудиобращении, которое отец Вячеслав Баскаков прислал в нашу редакцию, есть слова о некоем «друге-журналисте»:

«Мой друг, журналист, часто бывая у меня дома, видя, как я фотографирую какие-то вещи, которые я, как историк, приобрел (например, французские антикварные ложки) и выставлял в инстаграм, мне говорил: зачем ты это делаешь? Ты этим будешь раздражать людей. Кто-то скажет, что ты миллиардер, и тебя убьют, или скажут, что ты хвастун.

…Я с ним боролся, он мне пишет сейчас: вот ты сейчас в гонениях из-за того, что ты меня не слушал».

А у нас есть вопрос к этому другу-журналисту: а где вы сейчас? Почему вы и ваши братья, так усердно проповедующие после Апостола и дающие друг другу «целование мира», не выступили в защиту отца Вячеслава публично? Вы ведь знаете его, его жизнь, его доходы — многие из вас бывали у него в гостях и видели, что, в отличие от некоторых других скандальных тверских попов, «золотых унитазов» у него нет, живет он довольно скромно (там есть некоторые изысканные вещи, типа чашек, ложек, он очень старается создать уют в стиле XIX века).

Почему на странице храма в ВК полное молчание, кроме сообщения от 4 декабря, что «священник заболел»? (Зато столько радостных фотографий с батюшкой.) Вон в далекой Гатчинской епархии в деревне Сижно простые бабульки горой встали за своего настоятеля, бунтуют, пишут регулярно, собирают подписи, даже открытое письмо патриарху написали.

А вы? Вы ведь все образованные, большинство, небось, окончили Свято-Филаретовский институт, дипломы, степени по богословию имеете. Чему вас научил Кочетков, которым так восхищается отец Вячеслав?

Ответьте. Дайте «целование мира». Ведь Баскаков искренне считает вас «святыми».

Вместо послесловия

Как рассказал нам все тот же анонимный источник, есть и другая сторона личности Баскакова, помимо простодушия, доверчивости и любви к красоте. Как-то летом, в прошлом или позапрошлом году, к нему в храм пришел сирийский юноша. Он только что поступил в Тверскую медакадемию на первый курс, и как раз начались все события в Сирии. И его почему-то должны были вернуть обратно. И он пришел в храм наугад, бросился к священнику: «Спасите, помогите, вы же братья, я тоже христианин! Меня хотят отправить обратно, а там, где я живу — война!»

И Баскаков взял этого мальчика за руку и ходил с ним повсюду: и в прокуратуру, и к чиновникам, просил помочь, унижался (над ним смеялись), создал петицию. Когда парня выгнали из общежития, отец Вячеслав пригласил его на время к себе в квартиру.

Подумайте об этом, когда будете припоминать Баскакову шарфик и пряжки на ботинках.

Фото со страницы храма в ВК

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: