Эй, мирянин, ты чьих будешь?

22 октября 2018 Алексей Плужников

Есть у меня риторический вопрос ко всяким священноначалиям, которые не велят «чадам Русской Православной Церкви» причащаться в Константинопольской Церкви. Риторический — потому что я ответы разные слышал, но ни один меня не устраивает: они там все — богословы, а я каждый раз хочу еще и здравый смысл с логикой приплести.

Вопрос первый, он же главный: вы когда человека крестите — вы его принимаете в Церковь или в Московский Патриархат (Константинопольский, Антиохийский и проч.)? У Христа одна Церковь или их много?

Если, как вы вроде теоретически согласны, что одна, то когда именно вы закрепостили конкретного человека и сделали его «чадом РПЦ»? Этот человек где-то кровью скрепил договор, что так-то он, конечно, в Церкви Христовой, той самой, которая «единая, соборная и апостольская», но только — сквозь амбразуру РПЦ?

Еще можно понять, что клирики — ваши холопы, вроде домашних эльфов из эпопеи «Гарри Поттер», но миряне?

Я понимаю, что монополия — штука развращающая, но вот православный человек в Европе или в Америке, где полно разных Поместных Церквей толчется на одном пятачке, — с какой стати он должен считать себя членом определенного патриархата?

Если вы сами утверждаете, что все Поместные Церкви — это одна и та же Христова Церковь, только типа для удобства управления они существуют по отдельности, а так-то «у нас евхаристическое единство», то значит для мирянина не должно быть шлейки и хозяина, он свободен ходить туда, куда ему удобнее и приятнее, причащаться в любом храме любого патриархата.

Вопрос второй. Вот вы разорвали евхаристическое общение с Константинополем. Объяснения этому даете разные: от смягченного «мы в скорби, но это для того, чтобы Константинополь покаялся, такая ему, мол, епитимья, пусть рыдает, что не может с нами причаститься, да и вообще прервано только евхаристическое общение, а не молитвенное» — до категорического, в стиле митр. Луки Запорожского или профессора Алексея Осипова, «там больше нет благодати, Бог ушел из Фанара, таинства недействительны — полный аут».

Последняя, жесткая точка зрения, по крайней мере, логична: мирянину (и неважно — «чаду» РПЦ или любой другой Поместной Церкви) нельзя причащаться там, где нет причастия, где Святой Дух не сходит на Святые Дары.

Но для этого в православии обычно есть только одна причина — та Церковь впала в ересь (или ее предстоятель, или епископ епархии, или какой-то монастырь/приход). Но для обличения в ереси целой Поместной Церкви нужны не заявления некоего митрополита, профессора богословия или даже Синода, а Вселенский собор и суд, соборное низложение еретика, когда все патриархаты должны согласиться, что бывшая Церковь-сестра отпала в неправославие. А когда патриарха Варфоломея обвиняют в «нарушении канонических границ» или, как профессор Осипов, в «гордыне», то тут открывается широкое поле для вкусовщины. Ткнул пальцем: о, ты гордец (а кто не гордец?) — от тебя ушел Дух Святой, таинства в твоей Поместной Церкви/епархии/монастыре/приходе недействительны. Так можно докатиться до положения все против всех.

Но если не придерживаться крайней, ригористической позиции, то получается, что Константинополь вроде как наказан за свои канонические безобразия, а если патриарх Варфоломей завтра приползет с покаянием, то тут же — о чудо! — мы его простим, и вся Константинопольская Церковь вновь станет благодатной, и Христу со Святым Духом мы дадим отмашку: мол, заходите теперь на Фанар — разрешаем.

Но в таком случае снова — при чем тут миряне? И даже клирики? Начальник безобразничает в другой стране, они (клирики) связаны присягой — во всем слушаться свою «Богоустановленную Иерархию» (как настаивает РПЦ в случае своих клириков). Почему простые клирики и миряне должны отвечать за патриарха и его Синод? Набедокурил Варфоломей — ну, и накажите его, не причащайтесь с ним, не поминайте его, пальчиком ему грозите, ноты протеста шлите, не приглашайте на день варенья патриарха Кирилла, но зачем вы невинных людей наказываете? Константинопольских клириков и мирян объявляете безблагодатными, потерявшими Христа, а свою паству еще и подзуживаете «поддерживать» решения своего патриарха, а клирикам велите — проводить «разъяснительную работу», чтобы простодушный православный российский народ еще усерднее «поддерживал» разрыв?

Хотя и тут есть объяснение: в реальности Церковью архипастыри считают только себя. Поэтому и рассуждают про «потерю благодати» или «канонические нарушения» всей Церкви — миряне тут не церковь, а так, овцы, объект дележки и кормления для архипастырей, задача которых — лишь послушно блеять да молоко с мясом давать.

Но, повторюсь, вопросы эти риторические. Потому что ответ на них я и сам знаю (возвращаюсь к началу заметки) — монополия. Патриарх Кирилл всеми силами пытается удержать монополию РПЦ над своей «канонической территорией». А если дать слабину и отпустить Украину (да еще — под крыло Константинополя), то дальше могут отвалиться Беларусь, Молдова, прочие нероссийские территории. А там недалеко и до того времени, когда «вероломные» щупальца Константинополя протянутся и до Святой Руси-матушки…

Представляете, что будет? Надоест клирикам и прихожанам, что их грабят российские архиереи — рассердятся, подхватятся и уйдут в Константинопольский патриархат (только ходить уже далеко не надо будет — останутся на месте, но уже под другой вывеской). А там и другие патриархаты подтянутся и наоткрывают в России свои филиалы. «Паства РПЦ» утечет сквозь пальцы — люди будут ходить то туда, то сюда, выберут себе добрых пастырей и человечные приходы, не обращая внимания на юрисдикцию, — и трындец: Софрино разорится, патриаршество Кириллово покосится…

Клириков жалко, конечно, — им для выхода на свободу надо, чтобы хозяин подарил им грязный носок (как эльфу Добби). Но мирянам — легче. Пока — некуда особо уходить, но монополии не вечны, надежда на свободу остается.

И не надо мирянам самим себе надевать на шею ярмо «чада такой-то Поместной Аббревиатуры» — вы чада единой Христовой Церкви, и только. И ничего приказывать господа из Московской патриархии (да и из любой другой) вам не имеют права.

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: